Ваш эксперт на рынке услуг лицензирования и сертификации

Ежедневно с 9.00 до 18.00
Выходной - воскресенье
Вакансии

Специальная оценка условий труда

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Таким образом, сначала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона):

1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на "травматизм";
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Напомним, что аттестацию нужно было проводить только в отношении рабочих мест, указанных в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н), а именно в отношении тех, на которых заняты сотрудники:

  • работающие с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами;
  • осуществляющие их эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт;
  • работающие с источниками опасностей, которые способны оказывать вредное воздействие на работника;
  • использующие электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент;
  • осуществляющие хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

При этом рабочие места офисных сотрудников аттестации не подлежали.

Из сравнения видно, что с 2014 года специальную оценку условий труда должны будут провести даже те работодатели, которые ранее были освобождены от аттестации рабочих мест.


Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет!


Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Есть ли ответственность за непроведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

Обратите внимание, что эти меры ответственности применяются только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).


Перечень документов предоставляемых клиенту
после проведения специальной оценки условий труда

Согласно Статьи 15 ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г. организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются:

- сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям;

- перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

- карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации (проводящей СОУТ), классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12[8] ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г. (при наличии такого решения);

- сводная ведомость СОУТ;

- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;

- заключения эксперта организации, проводящей СОУТ


Наши Контакты

Мы Вам перезвоним

Оставьте контактную информацию